Строительный менеджмент.
Теория управления строительным производством — это целая научная дисциплина, опирающаяся на многие теоретические и практические знания о самом строительстве, окружающей его внешней среде и сопутствующих процессах. Ее основу составляют социально-психологические и экономические законы и закономерности.
Вообще, основная цель управления заключается в достижении конкретных результатов производственной деятельности. Она определяет характер и направление деятельности в целом. Формулирование цели является исходным пунктом процесса управления, а ее достижение — конечным. Цели, а отсюда и программы управления, могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. Причем между краткосрочными и долгосрочными целями должна прослеживаться определенная взаимосвязь, при которой краткосрочные цели являлись бы средством выполнения долгосрочн ых. Основная цель управления строительством заключается в том, чтобы при соблюдении сроков строительства объектов и при минимальных затратах тех или иных ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей и конечного результата. Здесь же следует написать и о том, что одной из важнейших задач строительного менеджмента является решение вопросов, обеспечивающих рациональность труда всех задействованных работников.
В связи с тем, что внешняя среда постоянно изменяется, процесс управления нередко бывает связан с постоянной корректировкой целей. По этой причине для своевременного изменения параметров производственной деятельности необходима заблаговременная корректировка предварительно поставленных задач основанная на регулярном прогнозе меняющейся обстановки.
Когда выбрано место строительства объекта и цель жестко установлена, может возникнуть необходимость адаптации организационных структур, а также изменения организации производства и технологических правил выполнения строительно-монтажных работ. Такие действия могут существенно облегчиться при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых намного легче контролировать. К примеру, строящееся сооружение можно разбить на отдельные блоки, а выполнение всех работ — на определенные этапы.
При строительстве крупных сооружений и даже целых комплексов объектов используются программно-целевые методы управления. В этом случае весь цикл работ разбивается на ряд конкретных этапов. А именно, на этап выбора общей концепции, этапы инженерно-геологических изысканий, согласовании проекта и его технико-экономического обоснования, контрактную стадию, непосредственно само возведение объекта и этап пуска и пробной эксплуатации объекта. На каждом этапе перед исполнителями работ ставятся отдельные цели. Основная цель первого этапа заключается в выборе общей концепции реализации проекта, второго — в оценке условий строительства и обосновании эффективности строительства. На третьем этапе решаются юридические вопросы и заключается контракт на реализацию проекта. Управление достижением целей на всех этапах входит в функции заказчика, которым могут быть как государство или муниципалитет, так и те или иные организации, финансирующие строительство объекта. В условиях деятельности проектно-строительных организаций основная контрактная стадия следует за технико-экономическими обоснованиями. Цели следующего этапа заключаются в реализации проекта при условии не превышения планируемых затрат и получения прибыли, чего можно добиться путем рационального использования производственных фондов. По сути, именно процесс превращения фондов в предусмотренную контрактом готовую продукцию и является объектом управления для строительных организаций. Этот процесс является достаточно сложным образованием, где каждый из его участников имеет свои цели, которые в совокупности должны быть направлены на достижение общей цели — повышении доходности строительного предприятия без какого-либо ущерба качеству строительства.
В ходе осуществления строительных процессов могут использоваться различные методы управления, отличающиеся друг от друга по способу циркуляции информации в системе управления, по продолжительности цикла управления и по способу принятия решений. В плане циркуляции информации методы управления могут отличаться друг от друга по виду информационных каналов. Такими каналами могут быть телефонные коммуникационные связи, каналы движения бумажных источников информации, межличностные связи, компьютерные видеоканалы и т.п. В зависимости от продолжительности цикла управления методы управления могут быть стратегическими, а также рассчитанными на текущий год или на более краткосрочные периоды. В основе этих методов лежат планы: стратегические (на десять — пятнадцать лет), годовые, оперативные (на месяц или квартал) и недельно-суточные. По способу принятия решений методы управления могут быть (как крайности) авторитарными и коллегиальными. В первом случае решения принимаются сугубо единолично, во втором — правлениями строительных организаций.
Основу методов руководства трудовыми коллективами составляют побудительные воздействия на людей. Для этого могут использоваться различные виды мотивации. Мотивация непосредственно связана с потребностями людей. Именно потребности вызывают у людей определенные запросы (моральные, физиологические, социальные). Уровень запросов, по сути, зависит от осознания человеком своего места в обществе, а также от соотношения ряда других объективных и субъективных факторов. В общем, вот такие дела.
Зарегистрируйтесь, чтобы голосовать.