Ремонт детской комнаты с учетом психологии: как можно и как нельзя

Ремонт детской комнаты с учетом психологии: как можно и как нельзяРемонт детской комнаты с учетом психологии: как можно и как нельзя.

Главная » Новости » Ремонт детской комнаты с учетом психологии: как можно и как нельзя.

Детская комната должна способствовать правильному развитию ребенка – аксиома. Дети воспринимают мир не так, как взрослые – аксиома. Детская должна быть удобна и приятна для ребенка, а не для лицезрения гостями – аксиома. Но как сделать ремонт детской комнаты своими руками, исходя из этих принципов? Вот, для этого, своего, который только-только появился на свет, но ведь вырастет? А там, глядишь у него и братик или сестричка появятся.

Поискать советов в интернете? Там много, и с толком, написано, как красить, пол настилать, обои клеить. Даже – как держать молоток, забивая гвоздь. Но как сделать ремонт в детской комнате, учитывая, что она – детская? Что она – точка опоры, исходный пункт познания мира для ребенка? Здесь находим общие указания или ссылки на медико-психологические сайты, а там – сложную специальную терминологию и ничего о том, как ее привязать к дрели, рубанку и шпателю.

Вместе с тем уже планировка детской становится головной болью – избытком жилплощади мы, увы, пока не страдаем. Хорошо, если найдется хоть какая-то комната для детей, а если семья живет в однушке или маленькой двушке и новоселья в обозримом будущем не предвидится? Вот уже вопрос – отдать детям спальню, или оборудовать детский уголок. Решить можно и так, и этак, но как там мелкому (мелкой, мелким) житься-то будет? Вырастить-то нужно поддержку и опору, а не монстра, живущего «для себя.

Прежде чем приниматься за детскую, нужно прежде всего уяснить себе – а что такое ребенок? Он видит не так, как взрослые, но как? Каковы свойства его характера, как он будет развиваться? Как с помощью детской развить его лучшие качества и научить контролировать плохие? Только зная особенности детского видения и психологии, можно правильно разработать проект детской комнаты и надлежащим образом воплотить его в своем жилище. Важно.

Демократия и терпимость как принципы несомненны. Но учтите – ребенок потому и не взрослый, что сам еще толком не понимает, что ему действительно нужно, а если и понимает немного, то ясно выразить еще не умеет. «Хочу» ребенка можно и нужно иметь в виду, но лишь в том случае, если оно не идет вразрез с «так надо.

При ремонте детской даже самые грубые и «взрослые» работы чернового цикла должны быть определенным образом привязаны к потребностям ее обитателей. Психология с психофизиологией – науки не из удобоваримых, но, прежде чем брать в руки инструмент, в них нужно хоть немного разобраться.

Как они видят.

Новорожденные почти не видят, хотя глазенками уже ворочают. На стадии грудного вскармливания ребенок начинает различать предметы и цвета, постепенно продвигаясь по спектру от красного к синему и фиолетовому. Считается, что к 4-5 годам зрение ребенка достигает 100% остроты, если нет врожденных его дефектов, и полностью развивается цветовосприятие – ребенок правильно называет все фигурки на таблице, правильно видит картинки теста на дальтонизм.

Но это формальный подход – здоров, не здоров. На самом деле зрение полностью набирает силу по остроте, геометрии и цвету по достижении полной зрелости, примерно к 25 годам, одновременно с полным окостенением швов черепа. По аналогии с прикладной оптикой, к 5 годам заканчивается сборка объектива, а потом еще лет 20 уходит на его юстировку. Какое это имеет значение для ремонта детской? Взгляните на рисунок.

Видение детской глазами взрослых и ребенка.

Слева – детская глазами взрослых. Справа – она же глазами ребенка, с той же точки пола. Ребенка уже довольно большого, школьника, уверенно владеющего компьютером и начинающего поглядывать на противоположную половину человечества. Вот некоторые нюансы.

Отделка низа стены в ярком естественном свете приобретает кричащий оттенок – для некоторых типов психики это противопоказано.

Очень высокий шкаф боком слегка выперся вперед – немного, но угрожающе.

За спинкой кровати образовался темный закуток – убежище для хоки, бубуся, спумера или другой детской нечисти, которая, между прочим, живет в подсознании очень долго и может напомнить о себе во сне даже взрослому.

Поэтому, если в достаточно обеспеченной семье детская большая, имеет полный смысл поручить разработку ее проекта специализованному дизайнеру, владеющему 3D программами, показывающими на экране комнату глазами ребенка. Нет такой возможности – нужно держать тонкие особенности детского зрения в уме. И в любом случае нужно знать азы психологии.

Введение в психологию.

Для правильного устройства детской необходимо знать качества личности ребенка и свойства его характера. Это вовсе не так уж сложно – просто наблюдая за его поведением, можно составить довольно точный психологический портрет, не вдаваясь в зубодробительную терминологию. Портрет достаточно точный для того, чтобы правильно обустроить детскую или разделить общую комнату.

Внешне психика проявляет себя в трех сферах.

Темперамент – способность человека воспринимать воздействия (раздражители) и отзываться на них.

Психическая организация – определяет, как именно человек реагирует на раздражители, возбуждающие и тормозящие.

Характер взаимоотношений с окружающим – ощущает человек мир в себе или себя в мире.

Предупреждение: все, описанное в настоящем разделе – качества и признаки, а не диагноз. Любое их сочетание не есть отклонение от психической нормы и не мешает добиться успеха в жизни. К примеру, не кто иной, как САМ Билли Гейтс – 100% меланхолик-интраверт.

Основы современной психофизиологии заложил наш великий соотечественник Иван Петрович Павлов. Его работы естественным образом объяснили издревле известные «четыре стихии» человеческого характера: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. По Павлову, темперамент человека определяется тремя особенностями его нервной системы.

Устойчивостью («сила» по Павлову) – насколько хорошо человек выдерживает длительное возбуждение или торможение извне, или сколько времени он может выдержать непрерывное действие раздражителя неизменной силы.

Баланс («уравновешенность», Павлов) – насколько способен человек при резком изменении воздействия быстро и адекватно на него отреагировать. К примеру: хлопнуться в обморок от плохой новости – реакция естественная, но не адекватная.

Подвижность – скорость образования новых нервных связей, создающих условные рефлексы и навыки.

Схемы формирования темпераментов и их взаимодействия между собой.

Слева на рисунке выше показана схема образования из этих свойств классических четырех темпераментов. Неустойчивые меланхолики, понятное дело, всегда балансируют на острие и подвижны, а устойчиво мечущиеся холерики инертными быть не могут.

Примерно определить темперамент ребенка можно, просто наблюдая за его поведением. Например, прутиком по луже водят чаще всего меланхолики с флегматиками, а лупят и брызгают сангвиники и холерики. Меланхолики вообще плохо учатся складывать картинки из кубиков; холерики схватывают на лету, но потом часто ошибаются. Сангвиники усваивают с некоторой заминкой, но потом повторяют уверенно; флегматикам дается туго, но усвоенное сидит в них накрепко.

Определить темперамент девочки можно уже по игре в куклы с игрушечной мебелью: сангвиники ухаживают, наставляют, поучают; флегматики обращаются небрежно и/или подолгу засматриваются; холерики бурно воспитывают, а «непослушных» швыряют; меланхолики нежничают, нянчат и баюкают. При размытых или беспорядочных признаках помочь может детский психолог.

Важно: темперамент может меняться со временем даже у взрослых, а у детей может измениться в течение полугода-года. Поэтому проект детской нужно разрабатывать с учетом изменения отделки и планировки по мере потребности.

Каждый темперамент может быть в зависимости от воспитания как достоинством, так и недостатком; «сильных» и «слабых» в обычном понимании темпераментов нет. К примеру, крайняя неустойчивость меланхоликов делает их также крайне чуткими и восприимчивыми; у меланхоликов всегда развита интуиция. Тот же Гейтс еще в эпоху ЭВМ в больших гудящих шкафах уловил, куда дело идет, в результате – «Майкрософт», «винда» и уйма миллиардов своих собственных.

Но варианты жизненного пути для разных темпераментов и способы их правильного воспитания – дела не строительные, поэтому пойдем дальше, ведь нам требуется усвоить то, что нужно для ремонта детской.

Справа на рисунке наверху – схема взаимодействия темпераментов. Суть такова.

По горизонтали – полностью совместимы, уживаются безо всякого.

По вертикали – совместимы при доминировании верхнего. Процесс налаживания отношений может быть долгим, мучительным и окончиться все-таки болезненным разрывом.

По диагонали – сами по себе несовместимы. Для налаживания отношений нужен посредник. Им не обязательно должен быть человек; в детской посредником чаще всего является совместная игровая зона.

Уже исходя из схемы взаимодействия темпераментов, можно дать рекомендации по обустройству детской комнаты для двоих.

С + Ф – как бог на душу положит, или как по средствам, или как жилплощадь позволяет. Уживутся по-любому, но лучше все же не делать детскую комнату или уголок проходными: С + Ф у себя – хозяева и партнеры.

М + Х – отдельные кроватки и ящики для игрушек. В двухъярусном спальном уголке оба будут чувствовать себя обойденными: нижний потому что внизу, а верхний потому, что лезть туда нужно. Рабочее место и шкафчик для одежды могут быть совместными.

С + Х и Ф + М: С и Ф спать должны внизу, а в отдельной детской – ближе ко входу (на проходной части). Они толстокожие, а чутким Х и М для уверенности в себе нужно хоть относительное уединение.

С + М и Ф + Х (диагональ) – как минимум, одна детская с перегородкой. М и Х – дальше от входа. Как быть с внешним светом в типовой квартире? Неполная перегородка не доходя до окна посередине его или что-то наподобие, смотря по конкретной планировке.

Еще вариант для последнего (прямо скажем, сложного) случая – узкая, для вида перегородка; у каждого – свой спальный, рабочий и хозяйственный уголок подальше друг от друга. Общая игровая площадка – в центре или в углу, но цветом, фактурой или линией должна быть ясно разграничена. Роль посредника многократно усиливает игровая комнатная площадка, покупная или самодельная из гипсокартона или фанеры на деревянном каркасе, см. рис. Для С + М или Ф + Х так можно оборудовать даже детскую в общей комнате, но приготовьтесь к коллизиям: без тумаков с оплеухами С + М и Ф + Х не обходятся. Если у вас узкая детская комната, считайте, что вам повезло: возможности разграничения сфер влияния для диагональной пары существенно расширяются.

Комнатные детские игровые комплексы.

Важно: в психологии 100% догмы нет, так что присмотритесь получше к чадам своим единородным. Бывают такие «слабые» меланхолики, от которых все черти с воем разбегаются. Примеры – хотя бы Адольф Гитлер или теперешний северокорейский главарь Ким Чен Ыр. А шаткий вроде бы холерик может, если его задеть за живое, упереться так, что все флегматики, как говорится, отдыхают. Тут пример – наша одиозная современница Юлия Тимошенко; в данном случае «живое» около $500.000.000 «черных» в швейцарском банке.

Темперамент и цвет.

Каждый темперамент имеет свои цветовые предпочтения.

Сангвиники с флегматиками – тона теплые; для сангвиников более насыщенные; для флегматиков – более глубокие.

Холерики и меланхолики в общем предпочитают тона холодные, но для холериков лучше «ближние» (по спектру) – голубые, бирюзовые, а для меланхоликов – «дальние» (сиреневый, лиловый, фиолетовый.

При любом сочетании темпераментов тона из средней части спектра: желто-зеленый, салатовый, изумрудный, и тона мягкие нейтральные (серый до 50% с оттенками) подходят вполне.

Но общие для всех правило: стационарные предметы – тона цельные, мягкие; мобильные – яркие. Последнее необходимо для развития у ребенка внимания и координации движений. Зеркальные, иридирующие (переливчатые) и бликующие поверхности противопоказаны, они нарушают сон ребенка.

Общая отделка желательна со сложным узором, лучше всего нерегулярным: в плохую погоду или при болезни маленькому исследователю будет что рассматривать, а наказанный он от этого настроится на раздумчивый лад, и скорее осознает свою вину, чем разобидится «насовсем.

А если еще нет темперамента.

Детская для маленького.

А что делать, если ребенок только еще глазенки таращит и ручками водит, но детская ему уже выделена? Ну какой у несмышленыша может быть темперамент? И как ему детскую оформлять.

Верно, все свойства личности ему еще предстоит выработать. А детскую нужно оформить «среднестатистически», примерно так, как показано на рисунке справа.

Стены – нейтрального тона: мелочь такая еще не способна воспринимать обширное заполненное пространство; узор, пейзаж или рисунок на стене его могут и перепугать.

Пол – в тоне средней глубины из середины спектра, но ближе к красному (вспомним, видеть цвет дети начинают с красного): светло-коричневый, горчичный, бежевый. По полу мы ползаем, смотрим на него вблизи, а можем и носишкой к нему приложиться.

Надувная игровая площадка.

Предметы стационарные – от желтого до зеленого, и можно, даже нужно, яркие. Это поспособствует «продвижению» цветового зрения по спектру. Но обгонять природу не нужно: вместо синего мы пока видим пугающую черноту.

Синий все-таки нужен (ведь и его необходимо учиться различать), но со временем и на время, чтобы не утомлял до поры. Ограниченное синее пространство нужно уже ползункам. Тут выручит надувная игровая площадка соответствующей расцветки, см. рис. Еще не хочет туда, куксистся – можно стравить воздух и убрать.

Совет: не особо вкладывайтесь в такой ремонт – годика через 2-3 самое большее все равно придется переделывать под личность.

Организация психики.

По типу организации психики люди делятся на циклотимиков и шизотимиков, или шизоидов. Шизоид – не шизофреник. «Шизос» по-гречески – расщепленный; в данном контексте это определение выражает многогранность натуры. Ярчайший пример шизоида – Наполеон I: тот, говорят, мог одним глазом читать газеты, точно улавливая смысл статей, а другим – просматривать декреты на подпись, и историкам не известно ни одного случая, чтобы у него «туфта проскочила.

Циклотимик все делает последовательно, поэтому его жизнь – зебра: периоды подъема сменяются периодами апатии, но только видимо. Внешне размякший циклотимик просто отдыхает перед следующим рывком. Живет циклотимик по уму: может примириться со злейшим врагом ради общего интереса, и может отвергнуть лучшего друга или близкого человека, совершившего недостойный поступок.

Циклотимик внешне податлив и уступчив, но до определенного предела; его характер – сталь в вате. Правильно воспитанный циклотимик абсолютно надежен: он принесет себя в жертву, но выполнит обещанное, и твердо держит слово. Но неправильно воспитанный циклотимик может стать совершенно бездушным чудовищем. Такой крайний случай деформации личности хорошо иллюстрирует известный сталинский анекдот.

«Товарищ Сталин, тут в такой-то области, районе, селе Ваш двойник обнаружился. Все в точности совпадает: лицо, фигура, манеры, походка. Даже усы.

«А, может, просто побрить.

«Можно и побрить.

В большие начальники циклотимики выходят преимущественно в военной сфере, где над всеми, от рядового до маршала – присяга и устав. «На гражданке» циклотимики, как правило, уступают пальму первенства шизоидам, довольствуясь ролью ценного специалиста, доверенного советника или авторитетного «серого кардинала». В компании циклотимик редко бывает заводилой, но часто – ее душой.

Шизоид способен вести сразу несколько дел и полностью влезть в чужую шкуру, даже во много шкур сразу. Занятой шизоид ведет себя ровно в соответствии с темпераментом, но маяться без дела для него мука, и тут возможны необъяснимые перепады настроения или поступки, но, в отличие от циклотимика, нерегулярные.

В жизни шизоида всегда большое значение имеет чувство; он может жить только чувством или принести ему в жертву долг. Шизоид может сорваться, сплоховать и подвести в сложной ситуации, но способен отдать жизнь за близкого человека только потому, что тот – близкий, даже если он превеликий негодяй.

Хорошие актеры и выдающиеся руководители в подавляющем большинстве своем – шизоиды. Первым нужно входить в образ, а вторым, даже самым жестким, нужно понимать как сторонников, так и противников. В политике шизоиды диктаторами не бывают; жестокий политик потому и жесток, что не понимает людей и оттого их боится.

Улыбка шизитимика (слева) и циклотимика.

Детей циклотимиков и шизоидов можно различить по обращению с игрушками. Циклотимики организуют из них имеющие определенный смысл сообщества, а у шизоидов есть одна-две-три любимых, а остальные или играют подчиненную роль, или валяются заброшенными.

Тип психики ребенка важное значение приобретает в парной детской для пары с доминированием; особенно, если дети – разнополые.

Оба циклотимики – достаточно разнести спальные места и разделить игровую зону. Однополые циклотимики могут и спать в одном гарнитуре, отношения все равно наладятся, с обоюдными затрещинами, но по-родственному.

Циклотимик – «верхний» по вертикали; однополые. Нужно дать шизоиду все видимые преимущества (см. выше), а циклотимику объяснить, что, мол, братик (сестричка) чувствительный, или маленький, или, наоборот, учится и ему нужен покой для занятий.

Циклотимик – «верхний» по вертикали, мальчик. Зоны детей нужно разделить перегородкой, и диванчики в «приемной» тоже должны быть свои у каждого. «Верхний» циклотимик способен, ничуть не желая зла, полностью подчинить себе «нижнего» шизоида, а у циклотимиков мужского пола нередко рано, а то и вовсе несвоевременно, пробуждается сексуальность.

Циклотимик – «верхняя» девочка. Разделение – минимальное; планировка детской – исходя из своих возможностей. Здравомыслие циклотимика в сочетании с женскими инстинктами безо всяких дополнительных мер обеспечат должную моральную атмосферу в детской.

«Верхний» шизоид, по вертикали или диагонали – раздел детской по темпераментам без дополнительных сложностей.

Циклотимик – «верхний» по диагонали. Это мрачно: якобы дважды ущемленный шизоид издевками, уколами и мелкими пакостями способен, не давая формального повода для наказания, превратить циклотимика в нравственного урода и сам при этом превратиться в антисоциальное существо.

В последнем случае родителям нужно серьезно задуматься: а стоит ли тратиться на ремонт квартиры, или охнуть про себя и ухнуть в ипотеку? И уж без консультации хорошего детского психолога не обойтись; мнимая обида опаснее настоящей.

И во всех случаях циклотимику необходим укромный уголок, где он мог бы переждать черную полосу «шкуры жизни». Общий стиль оформления детской циклотимику в общем безразличен, но лучше не броский. Шизоиду же необходима пестрота и разнообразие. Замечание к параграфу: как видим, здесь наблюдается психологический парадокс – «крепким ребятам» циклотимикам устроить жизнь оказывается сложнее, чем «нытикам-шизоидам». Родители же часто больше внимания уделяют «слабенькому», а правильно при устройстве детской прежде всего думать, как сделать, чтобы уживчивому проще было ужиться; неуживчивый ведь и так неуживчивый.

Примечание к параграфу: некоторые школы психологов выделяют еще истероидный тип личности. Это не от хорошей жизни, просто истероидов сейчас очень много. На самом деле истероидная психика признаков самостоятельного типа не набирает; в истероида может превратиться как циклотимик, так и шизоид.

Внешние связи.

По характеру взаимоотношений с окружающим люди делятся на интравертов и экстравертов. В обывательском представлении экстраверт – это хорошо, а интраверт – это плохо. Но это неверно уже с точки зрения того же обывательского здравого смысла: ведь и проститутка, шепчущая на ухо каждому очередному клиенту, какой он милый и как она его любит – тоже экстраверт.

На самом деле интраверт старается организовать свою среду обитания под себя, а экстраверт – сам приспособиться к ней. И то, и другое, может быть как благом, так и злом, в зависимости от намерений субъекта, а те, в свою очередь, зависят от его воспитания.

Дети-экстраверты любят играть на полу или на диване взрослых. Игрушки любят большие, движущиеся, говорящие; в общем – динамичные. Интравертам больше по нраву тайники, лабиринты, игрушечная мебель, конструкторы. Экстраверты с игрушками обращаются более-менее бережно, а интраверты часто их ломают.

Важно: даже полностью отрешенный и поглощенный своим занятием, но психически здоровый интраверт всегда может объяснить цель и смысл своей деятельности, хотя бы в самой простой форме. К примеру: «Это кран, он поднимать будет» или «Это будет тортик для Стеллы (куклы)». Если же не может или не хочет – тут возможен аутизм, а вот это уже по-настоящему плохо; нужно советоваться с психиатром.

Если среди детей есть интраверт, нужно дать ему возможность устроить самому какой-то тайничок-закуток; например – оставить промежуток между стеной и спинкой кроватки. Зазоров между стенами и полом у взрослой мебели или вовсе не должно быть, или они должны быть такими, чтобы ребенок мог туда забраться и вылезти, не застряв. Для девочки-интраверта хорошо подойдет кроватка с балдахином. В двухместном спальном гарнитуре для интраверта нужно повесить штору у его спального места, чтобы мог отгораживаться. Вывод по разделу: Сочетание 8 параметров дает 8! = 40320 возможных комбинаций. Природа все делает с запасом, и в жизни реализуется лишь малая их часть; различные школы психологии насчитывают всего лишь несколько сотен человеческих психотипов. Бывают и варианты, ни в какие схемы не укладывающиеся. К примеру, автор этих строк – сангвиник, циклотимик и в то же время интраверт, хотя во всех ординарных учебниках психологии черным по белому написано, что сангвиников-интравертов не бывает. Так что присматривайтесь к ребенку, консультируйтесь со специалистами. Если уж светила психологии признают, что в ней догмы нет, то какая может быть догма в ее вольном изложении? Только общие указания по моментам достаточно хорошо проверенным людьми компетентными.

Приступаем к ремонту.

Выбравшись из дебрей «психоложества», можно приступать к ремонту. В целом ремонт детской производится так же, как ремонт спальни, гостиной или любой другой жилой комнаты. Мы коснемся лишь особенностей, характерных именно для детской.

Видео: планирование и ремонт детской.

Потолок в детской самый подходящий, простой в работе и дешевый – оштукатуренный цементной стартовой штукатуркой, обработанный грунтовкой глубокого проникновения по ней и выкрашенный белой матовой акриловой краской. Мелких неровностей потолка бояться не нужно – не зал, рафинированные эстеты сюда не заходят. Наоборот, видимый в косом свете рельеф – это ведь тот те уникальный узор, способствующий развитию воображения и в то же время спокойному здоровому сну. Не забывайте – ребенку ничто в жизни еще не примелькалось.

В детской для мальчика или в парной с двухъярусным спальным местом сложнее в работе, но более подходящ потолок, оклеенный моющимися обоями. Шлепнувшийся об потолок мяч способен даже на акриле оставить пятно, потребующее перекраски, а с верхней кроватки в типовой квартире несложно до него дотянуться на предмет проверить: а насколько это ковыряемо? Потолок под обои желательно обшить аналогично стенам, см. след. параграф.

Не лучший вариант сочетание практичных моющихся обоев на потолке с белыми стенами. Скорее всего, этот интерьер имеет право на жизнь только на фото.

Для «верхних» темпераментов-экстравертов будут полезны обои с рисунком мягких тонов, но всем прочим сочетаниям однозначно нужен белый матовый; возможно, с еле проглядывающими «крапочками». При выборе расцветки нужно руководствоваться предпочтениями «нижнего» темперамента.

Потолок беленый или выкрашенный водоэмульсионкой не годится однозначно: он пылит, а аллергия – болезнь века. Также не подходит покраска потолка эмалью для ванн: повредить его можно разве что автоматной очередью из настоящего, не игрушечного «калаша», но такой потолок сильно блестит, и ребенок будет хронически не высыпаться.

Стены в детской должны, как известно, выдерживать все, чем их можно изрисовывать и все, чем в них можно швырять с размаху. Кроме того, стены необходимо переотделывать по мере развития ребенка, не устраивая каждый раз в квартире разгром. В отношении многолетней отделки стен в детской строительные технологии пока бессильны, так что материалы для стен в детской нужны недорогие и достаточно легко заменяемые.

Традиционный способ – поклейка обоев; о роли рисунка на них для развития ребенка сказано выше. Но любой, кто делал ремонт, знает: максимум после второй переклейки стены нужно заново штукатурить. Поэтому под обои стены лучше обшить фанерой на реечном деревянном каркасе. В ячейки каркаса для звуко- и теплоизоляции укладывают пенопласт или синтепон; минвата – ни в коем случае. Фанеру нужно как следует пропитать с двух сторон водно-полимерной эмульсией. «Как следует» значит, что одну сторону пропитывают до появления следов просачивания насквозь, а по высыхании однократно пропитывают обратную.

Для подростка флегматика, меланхолика или сангвиника-циклотимика хорошим подспорьем в развитии и укреплении характера будут жидкие обои: по нанесении они дают уникальный, неповторимый нерегулярный узор. Жидкие обои по высыхании нужно обязательно дважды покрыть прозрачным акриловым лаком: они особой стойкостью не отличаются и в то же время довольно дороги, поэтому для любых «шустряков» и еще недостаточно ответственных «мелких» не подходят.

Яркий рисунок из жидких обоев в детской комнате.

Черновой пол в детской выполняется на лагах с утеплением синтепоном и настилом под покрытие из фанеры. Полы по ровной стяжке без лаг недостаточно упруги по требованиям профилактики травматизма. Исключение – жидкий полимерный наливной пол слоем от 30 мм. Такой пол не только как следует отыграет при падении ребенка, но и не требует декоративного настила и может быть с 3D рисунком, но это вариант отнюдь и отнюдь не для бюджетного ремонта.

В подростковой комнате парня, активно занимающегося спортом и работающего с тяжестями, обрешетка пола нужна усиленная: лаги из бруса 60х60 как минимум; шаг обрешетки – 400 мм. Обрешетка одноуровневая, из врезанных друг в друга на перекрестьях брусьев. Черновой настил – фанера от 18 мм.

Выбирая напольные покрытия для детской, нужно помнить, что на пол там проливается чаще всего не кофе, коньяк или сок, а горшок. Возможно, во время расстройства желудка. Поэтому паркет и ламинат хороши всем, кроме одного: как удалить из щелей между досками или плашками проникшее туда содержимое указанного сосуда.

Мармолеум в детской.

Лучший материал для пола в детской – мармолеум. Он, без сомнения, выдающееся достижение: экологичен, прочен, стоек, упруг, обладает бактерицидными свойствами и не накапливает статику, выпускается разнообразных расцветок. Из мармолеума можно сделать цельный плавающий пол, что упростит работу и улучшит гигиену в детской. Если кто-нибудь когда-нибудь догадается, как сделать мармолеум, держащийся на весу, то проблема отделки детской будет решена раз и навсегда.

Для самых неудержимых буянов и при наличии свободных средств в бюджете можно рекомендовать теплый и очень хорошо демпфирующий плавающий настил пола из цельной пробки. Он довольно дорог, но, как на него ни грохнись, дальше рева и синяков дело не пойдет.

В игровой зоне необходимо дополнительное мягкое покрытие. Тут лучше всего ковролин: относительно недорог, просто настилается. Оверловка краев ковролина не представляет затруднений и может быть выполнена самостоятельно, поэтому из него можно сделать и прикроватные коврики, и подстилку под ноги на рабочем месте. При этом цветовая гамма детской будет выдержана не только по тону, но и по фактуре.

Освещение и электричество.

Светильники для детской нужны в прочных маленьких абажурах, чтобы мяч или «провинившаяся» кукла не пришлись по лампочке. Сами лампочки – накаливания криптоновые в матовой колбе или экономки с трехслойным люминофором на 4200 К. Те и другие – под патрон-миньон (маленький); те и другие – самые дорогие в своих категориях, но ведь для детей же.

Важно: в детсткой ни в коем случае не допустима светодиодная подсветка. Излучение светодиодов имеет резко линейчатый спектр, губительно действующий на детское зрение. Настолько губительно, что светодиодную подстветку не рекомендуется делать даже в зале, если в доме есть дети-дошкольники. Также противопоказаны галогенки и другие квазиточечные источники света: ослепительная точка тоже плохо повлияет на не окрепшие еще глаза.

Выключатели в детской нужно устанавливать на высоте примерно 1,1 м, чтобы уже в старшей группе садика ребенок мог сам себе включать свет для занятий. Розетки (обязательно с предохранительными крышками) – повыше, 150-160 см, чтобы дотянуться могли только те, кто постарше, понимают, что с электричеством шутки плохи, и знают, что совать в розетку нужно штепсель компа или музыкалки, а не пальцы и гвоздики.

Зонирование детской.

В детской по возможности нужно выделить следующие зоны: спальную, рабочую, хозяйственную, игровую и гостевую/отдыха. В детской на 10 квадратных метров или около того первые три и последние можно сводить воедино, но ни в коем случае не располагать рабочий стол и у диванчика: помимо нравственного дискомфорта это может еще и привести к сколиозу.

Зонирование производится теми же способами, что и во «взрослых» комнатах; скажем, в холостяцкой или семейной однушке, но с некоторыми особенностями.

Во-первых, стеллаж как разделитель пространства для общих детских с вертикальными, и тем более диагональными парами темпераментов не годится: сквозь него видно, а дележ полок породит конфликт. Тут нужны ДВА стеллажа с проложенной между ними крашеной в тон фанерой: каждому свое, и не видно другому, и вид не убогий, как у голой перегородки.

Во-вторых, особо важное значение приобретает зонирование светом. Для него на стенах под потолком по периметру размещают направленные маломощные светильники из расчета 10 Вт/кв. м. В игровой/гостевой зонах их направляют вверх: белый потолок как бы приподнимается, давая простор. В рабочей/спальной зоне свет направляют вниз по стенам – потолок расплывается в тени, создавая уют, а на рабочем месте светло. В детской с плохо совместимыми темпераментами индивидуальные зоны освещают, как рабочие. В таком случае светлое пятно общей игровой зоны подчеркнет общность интересов и усилит роль игровой как посредника.

Детский мебельный гарнитур типа доу.

Вся детская мебель обязательно должна быть с антистатическим сертификатом. Дело тут не только и не столько в накоплении пыли. Блуждающие потенциалы статического электричества сквозь тонкую и не набравшую еще взрослой электрической прочности детскую кожу способны воздействовать непосредственно на нервные окончания, вызывая психотравмы, аналогичные детскому испугу Фрейда. Происходит это очень редко, но последствия сохраняются на всю жизнь.

Для маленьких.

Для только-только вставших на ноги и еще не приученных к порядку можно посоветовать модульные гарнитуры типа доу, см. рис. Они обеспечат плавный переход от кубиков к «настоящим» предметам без психологических коллизий.

Кровать и спальня.

Двухъярусные детские кровати казарменного типа уходят в прошлое: как выяснилось, именно они были причиной разного рода психических аномалий в развитии, впоследствии даже приводивших выросших из детей взрослых в тюрьму или спецлечебницу. Современная детская спальня – полнофункциональный гарнитур, и в общей комнате дающий ребенку свой собственный мир, см. рис.

Двухспальные детские гарнитуры.

Угловое исполнение рекомендуется для совместимых хотя бы со скрипом однополых пар темпераментов, а линейное с разносом спальных мест уступом – для всех разнополых пар. Флегматика, если по психологии позволительно, нужно укладывать наверху: флегматики всегда склонны к излишней полноте, так что размяться лишний раз им не повредит.

Столешница детского стола должна быть вполне взрослой: или натуральная деревянная, или точно текстурированная под дерево. Тон – темный или естественный: игрушки и принадлежности для занятий должны выделяться на столе, а не теряться на нем. Дети все время егозят, отвлекаются, и на «гламурном» или «крутом» столе порядка не жди, а, значит, и сам (сама) к порядку не привыкнет. По той же причине не подходят и пластиковые столешницы: слишком они гладкие, чуть локотком – и нужное на полу.

Игровая мебель.

Детская площадка в квартире для диагональных пар темпераментов – не роскошь, а самое настоящее спасение, да и всем прочим он никакого вреда, кроме пользы, не принесет. Рисунок приведен в разделе о психологии, а соорудить нечто подобное самостоятельно – работа не сложная и увлекательная, так что высматривайте, куда бы ее приткнуть.

Спортивный инвентарь.

Спортивный уголок в доме необходим тем, кто постарше. Тут уже, кроме такой же психологии, важную роль играет гиподинамия, точнее – борьба с ней. Для гимнастического спортивного уголка (такой показан на одном из рисунков далее) можно найти участок стены практически в любой детской. Монтаж не вызывает затруднений: ко всем прилагается штатный крепеж и подробная инструкция; не забудьте только обзавестись матом-подстилкой. Для занятий дома спортом посерьезнее придется укрепить пол, об этом уже сказано.

Дизайн интерьера.

Творческой фантазии в оформлении интерьера детской психология существенно не ограничивает, так что творите все вместе. Подходящие для разных темпераментов образцы интерьеров детской показаны на рисунке, слева направо и сверху вниз: сангвиник-мальчик, сангвиник-девочка, флегматик-мальчик, флегматик-девочка, холерик-мальчик, холерик-девочка, меланхолик-мальчик, меланхолик-девочка. Это просто образцы, а не обязательные для выполнения рабочие макеты. А чтобы не ошибиться, см. следующий раздел.

Интерьеры детских для разных темпераментов.

Как не нужно оформлять.

Здесь на рисунке приведены типичные ошибки при оформлении детской. В верхнем ряду – непростительные; в нижнем – не фатальные, но существенные.

Примеры неправильного оформления детской.

Вверху слева – сочетание желтого с синим, да еще и перенасыщенных до ядовитости, приводит к истерии.

Вверху посредине – взрослая цветовая гамма: розовое с белым однозначно сексуально. Понятно, что каждая женщина хочет видеть свою дочь очаровательной, но, поселив девочку, у которой еще не началась овуляция, в детской, оформленной как будуар куртизанки, она рискует ее несвоевременным сексуальным развитием и соответственными аномалиями, вплоть до ложной фригидности и зоофилии. Ссылка на всемирно известных дам – не аргумент. Если покопаться в их биографиях, то выяснится, что в подавляющем большинстве своем роскоши в детстве они не знали.

Вверху справа – кричащая расцветка. Этот уголок понравится девочке холерику-шизоиду-экстраверту, но такое сочетание качеств нужно умерять, а не развивать, не то получится беспардонная и бессовестная вертихвостка.

Внизу слева – много стационарных тонов и мало мобильных; теплый тон практически один и слишком разбелен. Двум флегматикам такой гарнитур подойдет, но всем остальным будет неуютен.

Внизу справа все портит штора: ее нужно бы сделать в тон мебели, а не стен. Тогда – все ОК, а так – холодно.

Видео: дизайн детской комнаты.

Напоминание напоследок.

П

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительство и ремонт
Добавить комментарий