ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ.

ОТДЕЛКИ В ОДЕЖДЕ (ИСТОРИЯ.

Отделка не является самостоятельным элементом композиции — это дополнение, украшение, которое вообще может отсутствовать, поскольку не для всякого костюма оно обязательно. Правда, в истории костюма были периоды, когда отделка являлась основной, главенствующей частью композиции одежды, а линии становились как бы второстепенным элементом, фоном. Рюшки, бейки, защипы, кантики, тесьма, бантики, пряжки, кисти, пуговицы чередовались с бисером, стеклярусом, кружевом, мехом и цветами, причем одновременно применяли самые разнохарактерные отделки в одном и том же изделии. Характерное в этом отношении платье (модель 1912 г.) изображено на рис. 138, а. Для каждого этапа моды характерны свои, присущие ему виды отделок и способы их применения. Время от времени наблюдаются периодические повторения в использовании тех или иных видов отделок. Разберем это явление на примере сутажа и басонной тесьмы. На рис. 139, а показана модель платья моды 1918 г. Как видим, сутаж и басонная тесьма заполняют большие плоскости, как бы превращаясь в вышивку и органично вписываясь в композиционную разработку. В то время сутаж и басонная тесьма были одними из наиболее распространенных видов отделки. Впоследствии подобная отделка применялась эпизодически; в настоящее время ее вновь начинают использовать наравне с другими видами отделки, правда в более ограниченном количестве, в новых композиционных разработках и фактурных сочетаниях (рис. 139, 6). В качестве отделки в настоящее время используют: ткань, мех натуральный и искусственный, трикотаж, натуральную к искусственную кожу, фурнитуру (пуговицы, пряжки, крючки, молнии), машинные строчки, сутаж, тесьму, шнур, кант, вышивку, аппликации, мережки, кружево, бисер, стеклярус, паетки, кисти, бахрому, щеточки, цветы, ленты. Кроме того, применяют защипы, буфы, бейки, рюши, жабо, воланы, оборки, плиссе, рулики, фестоны, галстуки, банты, которые получают, обрабатывая ткани различными способами. Отделка — об этом уже говорилось выше — должна дополнять, украшать изделие. Кроме того, она должна придавать ему тот или иной характер, определять время его носки (зимнее, летнее), назначение (домашнее, для работы, выходное) и т. п. Так, мехом отделывают зимнее и демисезонное пальто. Это зависит как от характера меха, так и от способа его применения. Например, в демисезонном пальто небольшой воротник может быть отделан мехом каракульчи. Это говорит об у т и л и т а р н о м характере отделки. Приведем в качестве примера и другие виды отделки, такие как пуговицы, чаще всего используемые для скрепления деталей; отделка машинной строчкой, которая не только подчеркивает рельефы и края деталей, но одновременно придает изделию большую устойчивость, способствует сохранению формы (бортов, низа, полочек, мелких деталей). Отделка может быть п о с т о я н н о й (вышивка, мережка, кант, аппликация, пуговицы и т. д.) и с ъ е м н о й (различной формы вставки, воротники, манжеты, пояса, банты, цветы). При съемной отделке одно и то же платье может иметь различное назначение (платье с вариантами). Так, применяя скромную отделку (вставку, пояс), платье можно сделать деловым; если использовать нарядную отделку, такую как вставка, цветы, бант, платье будет выглядеть, как выходное, нарядное. Виды современных отделок.

Ткань . Ткань широко используется в качестве отделки как в легком платье, так и в верхней одежде, хотя в последней несколько реже. Применяя ткань как отделочный элемент, можно выделить три линии связи одной ткани с другой. П е р в а я линия связи: ткань одной и той же фактуры сочетается по принципу разных цветов. В приложении б (фигура справа) показан спортивный костюм из ткани голубого цвета с белой отделкой из той же ткани. Рядом — летнее платье из рогожки или льна; низ платья отделан широкими полосами из ткани той же фактуры, но другого цвета. Здесь же — однотонное ситцевое платье, отделанное тканью с пестрым ситцем. В т о р а я линия связи: ткань различных фактур, сочетающихся в одном и том же цвете. При таком сочетании тканей следует учитывать, что фактура каждой из сочетаемых вместе тканей должна выявлять, подчеркивать внешние качества другой. Например, красота фактуры плотных матовых кренов, вуалей, твилов сильнее выявляется при сочетании их с блестящей тканью, такой как атлас, креп-сатин, лаке. Глубокий цвет бархата в сочетании с матовой тканью — тафтой, муаром, репсом усиливается и выигрывает. Букле выигрышно сочетается с черным блестящим лаком или гладким мехом. Примеры таких одноцветных сочетаний различных фактур показаны на рис. 97 и 140: платье из плотного, матового крена отделано блестящей тканью (атласом, креп-сатином, лаке); платье из кружевного полотна белого цвета отделано блестящей тканью белого же цвета. Надо также учитывать, что при одноцветном сочетании может случиться разнооттеночность. Так, например, сочетание двух тканей черного цвета разных фактур или разных оттенков может привести к тому, что одна из соединяемых тканей будет казаться блеклой, тусклой, рыжеватой, примет бронзовый оттенок. Иногда хлопчатобумажные или льняные платья отделывают шелком, думая, что это обогатит их; результат же получается обратный: шелк богатством своей фактуры резко контрастирует с основной тканью, от чего изделие только обедняется. Тр е т ь я линия связи: ткани различных фактур, сочетающиеся в различных цветах (по принципу гармонии или контрастности; см. стр. 124 в разделе «Цвет»). Самым распространенным цветом для отделки как зимних, так и особенно летних платьев (повседневно-деловых и нарядно-выходных) является белый. Белый цвет подходит почти ко всему, он придает платью опрятность и свежесть. На рис. 141 изображено скромное деловое платье, воротник, планка, манжеты и пояс которого белого цвета. Рядом (рис. 142) нарядное черное платье, отделанное тканью белого цвета. Это контрастное сочетание черного с белым очень выразительно и эффектно. Отделка белой тканью применима как к гладкокрашеным тканям, так и к тканям с цветочным орнаментом, с рисунком полосок и клеток и др. Применяя ту или иную отделку, необходимо учитывать не только свойства материалов, их внешние качества, но и согласованность в цвете. Для верхней одежды в качестве отделки рекомендуется применять как гладкокрашеную ткань, так и с рисунком. Борта пальто, а иногда и вся подкладка из гладкой или клетчатой ткани придают пальто оригинальный, нарядный вид. Можно из другой ткани выполнять отдельные детали: воротник, борта, манжеты, карманы, клапаны (рис. 143). При этом следует избегать перегрузки изделия элементами отделки. Вышивка. Отделка может являться средством выражения основной идеи композиции. Особенно это характерно для композиционных решений, в основу которых положены мотивы и формы народной одежды с применением вышивки. Вышивка может быть ручной и машинной, выполненной нитками (хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми), а также бисером, стеклярусом, жемчугом и паетками. Применяют ее в легком платье, верхней и детской одежде. Примеры применения вышивки по народным мотивам даны на рис. 144. Широкая декоративная полоса (рис. 144, а) представляет собой главную линию блузки. Именно этой линии подчиняются ткань, ее цвет и конструкция модели. Интересное решение подобного плана показано на рис. 144, б. Два цветовых пятна, образуемых вышивкой, расположенной на плечах «полики», органически связаны с конструкцией модели. Вышивка широко применяется и в нарядных платьях. Узоры могут быть самыми различными: геометрическими, тематическими, растительной орнаментации, беспредметными. Иногда вышивают равномерно весь лиф или все платье; иногда же вышивку концентрируют на какой-либо одной части лифа или юбки. Так, бисером, стеклярусом и жемчугом, используемыми в основном для оформления нарядных вечерних платьев и ансамблей, вышивают или линию кокетки (элемент отделки сосредоточен в одном месте), или вставку (вышивка носит равномерный характер; приложение 7, фигура вверху слева). В качестве отделки можно применять машинную вышивку металлической нитью, синтетической соломкой, а также отделку втачным шнуром на машине. Вышивка может имитировать тесьму и трикотаж. Интересно применена вышивка, расположенная по низу летнего платья, а также на воланах расширенных рукавов (приложение 7, фигура слева). Здесь же (фигура справа) показан комплект из бархата, расшитый золотыми блестками по линии горловины, пройм, разрезов и низа изделия. На рис. 145 изображено маленькое нарядное платье с вышивкой, расположенной у горловины. Блестящие паетки хорошо контрастируют с матовой тканью (сочетание черной ткани с черными паетками). Фурнитура. Материалом для изготовления п у г о в и ц служат галалит, акрилат, кость, рог, перламутр, фарфор, дерево, стекло, металл, кожа, шнур, сутаж, ткань и др.

По своему внешнему виду пуговицы бывают самые разнообразные: здесь имеются в виду их величина, цвет, форма (круглые, овальные, квадратные, и т. д.), способ их соединения с одеждой. Все это следует учитывать при решении композиции модели (рис. 146), тем более, что пуговицы зачастую играют большую роль и являются основной отделкой. В истории моды наблюдаются периодические увлечения разными сочетаниями материала, цвета и фактуры пуговиц с тканью. Например, модными были блестящие пуговицы, сделанные из металла, деревянные или костяные, под перламутр или жемчуг, басонные из шнура и т. д. Видоизменяется также форма пуговиц, их величина, способ соединения с тканью. Пуговицы служат застежкой или закрепляют детали. Чисто декоративное использование пуговиц бывает очень редко. В начале ХХ в. пуговицы применяли в чрезмерно большом количестве и в основном в декоративных целях (застежка спереди зачастую в то время не была предусмотрена (рис. 147). В начале 50-х годов ХХ в. была широко распространена модель пальто с большим количеством мелких пуговиц, поставленных вплотную одна к другой и расположенных в один или два ряда внутри встречной складки посередине спинки. Не следует применять пуговицы по линии застежки, которая не имеет петель и застегивается на кнопках или крючках. В современных изделиях исключений из этого правила очень немного. В композиции, где в качестве отделки использованы кружево, ткань, парча, вышивка и т. д. застежка в случае ее необходимости должна быть скромной, не отвлекающей внимание, не разбивающей общий замысел костюма. Поэтому здесь лучше применять пуговицы неброские или обтянутые той же тканью, что и изделие. Кроме того, не всегда уместно применять броские пуговицы в тех случаях, когда модель носит особо острый характер. В некоторых композиционных решениях пуговицы не принимают видимого участия, хотя они и исполняют функциональную роль (их маскируют тогда под планками, в потайной застежке — супат). Следует учитывать также следующее. Тяжелые пуговицы оттягивают легкую ткань, отчего изделия деформируются. Пуговицы не должны быть ни чрезмерно велики, ни чрезмерно малы; всегда должно быть учтено соотношение между их размерами и композицией модели. При подборе пуговиц к той или иной ткани следует принимать во внимание взаимодействие цветов. Случайное, непродуманное использование пуговиц снижает художественное качество изделия. Например, для пальто или костюма серого цвета взяты пуговицы также серого цвета. Они оказались слишком светлыми, в результате чего ткань принимает не свойственный ей цвет, делается тусклой, невыразительной. Прикладывая к ткани пуговицы других оттенков, следует выбрать такие, которые больше подходят, чтобы ткань выглядела более выигрышно. Ткань черного цвета из-за неверно подобранных черных пуговиц может принять невыгодный оттенок: стать рыжеватой, иногда выцветшей или блеклой. При соединении трех элементов черного цвета (ткани, меха и пуговиц) еще сложнее подобрать последние по фактуре и цвету. Расположение пуговиц на одежде определяется модой и зависит от размеров изделия, того, какие детали применяются, какова величина и форма последних. Иногда пуговицы располагают в один ряд (однобортная застежка, см. рис. 147, а, б), иногда — в два (двубортная, рис. 148, а, б). В изделиях прилегающей формы одна из пуговиц (независимо от их количества) должна обязательно находиться на линии талии, подчеркивать последнюю и на линии груди (см. рис. 147, 6 и рис. 148, 6). В противном случае изделие теряет вид: линия талии недостаточно выявлена, борта отходят, вздуваются. Что касается изделий полуприлегающей и прямой формы, здесь нахождение одной из пуговиц по линии талии необязательно (рис. 148, а.

Если в двубортной застежке несимметрично (относительно центральной оси фигуры) расставлены пуговицы, то изделие может казаться перекошенным, смещенным на одну сторону (см. рис. 148, в). На рис. 149 показана модель с пуговицами из жемчуга, делающими платье более нарядным. Рассматривая пуговицы как элементы отделки, следует уделить внимание характеру петель, При разработка композиции с применением пуговиц одновременно решается форма петли. Петли бывают долевые, поперечные и наклонные; обметанные, обтачанные, выполненные в планке. Различают также петли навесные — из шнура или рулика (рис. 150, а), в виде навесных патов (рис. 150, 6), по типу гусарских переплетов — из шнура или басонной тесьмы (рис. 150, в). Паты делают из ткани, согласовывая цвет последней с цветом основного изделия. П р я ж к и. Разнообразной формы пряжки чаще всего применяются на различной ширины поясах, а также на патах и хлястиках. Иногда они выполняют роль застежки (рис. 150, г) или применяются для стягивания низа рукавов, иногда имеют декоративное значение. К р ю ч к и. Декоративные крючки — пластмассовые и металлические —применяют в качестве отделки (рис. 150, д). Простые крючки и кнопки различной величины в основном используют в потайных застежках. Молнии. Тесьма молния выполняет роль застежки. Иногда она одновременно является в отделкой (см. приложение б, справа). Применяют молнии в основном в спортивной, производственной и детской одежде по линиям застежки карманов (прорезных, накладных), лифа, рукавов, брюк, юбок, комбинезонов, капюшонов. Молния, используемая в виде отделки, может быть металлической или из пластмассы Цвет ее контрастирует либо гармонирует с основным цветом изделия. Замок молнии может дополняться брелоком, монограммой или другим аналогичным украшением. Машинные строчки, как уже отмечалось выше, как бы подчеркивают, усиливают линии, швы, рельефы изделия, края деталей и встречные складки, делают их более заметными.

Машинную отделочную строчку применяют как в легком платье, так и в верхней одежде (рис. 151, а). Разница в том, что в первом случае нитки, которыми прокладывают строчку, могут быть аналогичными или контрастными цвету ткани, а во втором возможен лишь один вариант—нитки под цвет ткани. Так, если платье синего цвета, то отделочная строчка может быть серого, белого, красного или желтого цвета. Машинные строчки бывают разные. Односторонние строчки, когда припуск на шов по линии стачивания заутюживается на одну сторону и закрепляется машинной строчкой в один, два или три ряда, показаны на рис. 151, 6. Широко применяется строчка по краю низа, пояса, борта, воротника, манжет (рис. 151, в). При двусторонней строчке (рис. 151, а) припуск на шов разутюживают на две стороны и закрепляют с обеих сторон строчками (ширина между ними 1—2 см). Нередко применяется декоративная строчка на двухигольной машине и строчка гарусом. Строчка может быть фигурной (углы, полуовалы, квадраты). В этом случае она зачастую является основным элементом композиции. Фигурная строчка может заполнять все изделие: спортивную куртку, пальто, юбку; иногда строчка расположена по низу изделия, по линии кокетки, капюшона и т. д.

Не рекомендуется применять машинную строчку как отделку на тканях с ярко выраженным ткацким рисунком —диагональ, ромб, овал, рубчик (в этих случаях строчка перестает быть равномерной; маловыразительная, она местами как бы проваливается), а также на тканях с рисунком (полоски, клетки, диагональ, горошек). Цвет ниток или шелка, соответствующий одной части рисунка ткани, совершенно не увязывается с другой.

Особо следует выделить рельефную строчку. Она более заметная и выпуклая, так как строчат ткань с прокладкой (ватин, байка, шнур и т. п.). Рельефная строчка, как правило, выполняется в виде узора; это полосы, угль, полуовалы, листья, завитки и т. д. Отделка строчкой красиво выглядит на светлых тканях. Применять отделочную и рельефную строчки на тканях очень темных цветов не следует, поскольку она почти не будет видна. Больше того, создается впечатление заминов ткани. Применяя отделочные строчки, следует сохранять один и тот же характер их исполнения в модели. Иначе неизбежны неудачные композиционные решения (рис. 152, а). Необходимо также избегать перегрузки модели отделочной строчкой (рис. 152,6). Трикотаж . Из трикотажа могут быть изготовлены воротник, манжеты, край капюшона, мелкие детали верхней и спортивной одежды, кокетка с воротником, вставка, планка для застежки, клапаны, карманы (рис. 153). Для отделки пальто и костюмов можно использовать трикотаж крупной вязки. В случае комбинирования ткани с трикотажем следует применять трикотаж простых рельефных переплетений; такие сочетания всегда выглядят элегантно. Трикотаж должен гармонировать с тканью по цвету, подходить к ней по плотности и фактуре. Мех натуральный и искусственный . Мех широко используется как отделка в верхней одежде весенне-осеннего и особенно зимнего сезонов. Применение меха в одежде также подвержено моде. Так, долгие годы было принято носить пальто темно-синего цвета с черным котиком или серым каракулем. Позднее был период, когда рыжий мех (куница, норка, колонок, соболь) употребляли в виде отделки для пальто только черного цвета. Новое направление моды — разнообразие силуэтов и форм, расцветок ткани — несомненно сказывается на характере меховых отделок, и последние становятся также значительно разнообразнее. Одновременно модны длинноворсовые меха (чернобурая, рыжая, платиновая лисы, песец и т. д.), меха среднего ворса (норка, куница, соболь, белка, скунс, ондатра, колонок), низковорсовые (цигейка, козлик, кролик, каракуль, мерлушка, выдра и т. д.). Отсюда, как результат, большое количество вариантов сочетания меха отделки и ткани, а также цветовых сочетаний. Что касается искусственных мехов, они все с большим успехом соперничают с натуральными. Правила их применения и сочетания с тканью в основном те же, что и для натуральных мехов. В зависимости от моды могут меняться не только цветовые сочетания, характер меха, но и форма и размеры воротника, расположение меха на изделии. Так, манжеты могут быть расположены по низу рукава, а также на некотором расстоянии от низа, горизонтально, вертикально и наклонно. Мех может быть использован по линиям борта или низа изделия в виде узкой или широкой опушки (см. рис. 67, д ). Кант, тесьма, сутаж.

Эти виды отделки могут, не являясь средством выражения основной идеи композиции, усиливать линии, детали, рельефы, т. е. обогащать композиционное решение. Например, кант, которым отделаны борта пальто (рис. 154, а), делает их более выразительными, заметными, а все пальто — более нарядным, элегантным. Он как бы организует композицию, подчеркивает систему в построении, способствует выявлению деталей. Кантом могут быть отделаны рельефные линии, края бортов, воротника, клапанов, манжет, хлястиков. На рис. 154, 6, показан комплект с шортами, отделанный декоративной тесьмой. Кант должен сочетаться по фактуре и цвету с основной тканью. Если основная ткань пестрая, набивная, то цвет канта должен быть увязан с общей цветовой гаммой, составляющей рисунок ткани, для контрастности его выбирают обычно в тон наименьшего цветового элемента ткани. Гладкую тесьму и вьюнчик применяют в костюмах, летних платьях и детских изделиях. Ими оформляют линию горловины, низ юбки, линии застежек, карманов и кокеток, низ рукавов. Натуральная и искусственная кожа может, подобно тканям, использоваться как отделка для верхней и спортивной одежды в виде кантов, поясов-ремней, воротников, манжет, клапанов. На рис. 155 показан жилет, отделанный искусственной кожей. Аппликации применяют преимущественно в детской одежде, а также в спортивных костюмах и костюмах специального назначения. В основном аппликация бывает тематическая (звери, птицы, игрушки, цветы). Кисти, бахрома, щеточка. Бахромой и щеточкой иногда оформляют линии застежки, края деталей верхней одежды и легкого платья (рис. 156, а). Основной линией композиции является усиленная щеточкой вертикаль, которая придает фигуре стройность. На рис. 156, 6 бахромой отделан низ платья. Кистями можно заканчивать легкий пояс, шарф, капюшон. Кисти, бахрому и щеточку делают либо из нитей основной ткани, либо из других нитей, которые соответственно подбирают по фактуре и цвету. Плотную, неосыпаемую ткань надрезают (рис. 156, в.

Кружева применяют в легком платье, нарядных блузках, детских изделиях (в виде кокетки лифа, манишки), на рукавах.

по низу юбки и т. д. Использование краевого кружева способствует более интересному оформлению краев деталей. Композиция блузки, изображенной на рис. 157, определяется именно полосами такого краевого кружева. Кружевом отделан также низ юбки, связывая юбку с блузкой. Мережка. Мережку применяют в блузках и платьях. Ручная мережка возможна на тканях, нити которой легко выдергиваются (полотняного переплетения). Более распространена машинная мережка. Располагают мережку на лифе в виде кокетки отдельными линиями в вертикальном и горизонтальном направлениях. Мережка может заполнять и весь перед лифа. Она обогащает ткань, делает модель нарядной. Кроме того, мережку используют по линиям соединения отдельных деталей (кокетки с лифом и т. д.). Цветы и ленты.

Цветы применяют в нарядных выходных платьях. Искусственные цветы выполняют в близком к естественному или условном видах. Условно воспроизведенная из ткани роза может быть основной и единственной отделкой нарядного платья. Розу можно делать иной фактуры и другого цвета (см. рис. 120). Ленты (блестящие и матовые) применяют в виде бантов, поясов, завязок и жгутов, которые несут определенную конструктивную нагрузку. Существует целый ряд отделок, которые получают, обрабатывая ткань различными способами. Эти отделки тоже могут явиться средством выражения основной идеи композиции (защипы — рис. 158, а, рюши — рис. 158, 6, фестоны — рис. 158, в). В легком платье широко применяются плиссированные оборки из тюля или капрона. Использование отделочных элементов в моделях по одной основе В практике моделирования существует способ разнообразить ассортимент изделий путем использования различных отделочных элементов в моделях по одной основе. Отделку накладывают на готовую форму, придавая ей значение фасона. В отличие от применения различной съемной отделки (платья с вариантами) здесь применяется постоянная отделка. Применяя различную отделку, изменяют характер и назначение модели. На рис. 159 даны четыре модели платьев, выполненных по единой основе. Конструктивное решение (форма) повторяется во всех моделях. Разнообразие достигается за счет применения различных видов отделок. На рис. 159, а—платье, отделанное тканью другого цвета и другой фактуры. На рис. 159, 6 кокетка платья выполнена из ткани платья, но в данном случае она расшита бисером и блестками. Такие отделки изменяют характер и назначение платья, делая его нарядным, выходным. В платье, изображенном на рис. 159, в, линии соединительных швов усиливаются и подчеркиваются строчкой. На рис. 159, г, показана декоративная строчка гарусом. По такому принципу одновременно можно выполнить до 20 моделей. Перегрузка композиции отделкой Моде начала ХХ в. как уже указывалось, была характерна большая перегрузка моделей отделкой (см. рис. 138, а). Причем в один какой-то период применяли р а з н ох а р а к т е р н у ю отделку, а в другой, наоборот, наблюдалась перегрузка моделей о д пород но й отделкой (см. рис. 139, а). В современной одежде иногда против всяких правил существующей моды излишне применяют как однородную, так и разнохарактерную отделку. Существует целый ряд отделок, несовместимых в одной и той же модели. Легко заметить, насколько неудачно, непродуманно, наконец, просто безвкусно соединение трех видов отделки на модели, показанной на рис. 160, а (вышивка, защипы и пуговицы). Сравним теперь эту модель с другой моделью, представленной на рис. 160, 6. Здесь одновременно использованы также три вида отделки: декоративная строчка по линиям застежек, повторяющаяся на рукавах, пуговицы и клетчатая ткань на капюшоне. Согласованность всех этих трех отделок способствует созданию целостного композиционного решения. Таким образом, одновременное применение разнохарактерных видов отделки требует глубокого изучения возможности соединения их в одной модели, а также большого умения, вкуса и чутья. В каждом отдельном случае, прежде чем прийти к окончательному решению, следует тщательно подобрать, согласовать отделки с тканью, сопоставив их одна с другой.

Пример перегрузки композиции однородной отделкой показан на рис. 160, в. Здесь воротник, манжеты, планка и кокетка отделаны кружевом. Подобная чрезмерная насыщенность композиции отрицательно сказывается на художественных качествах модели. В этом можно лишний раз убедиться, если сравнить последнюю модель с другой (рис. 160, г), где количество отделочных элементов меньше. Чтобы решить, какая отделочная деталь в создаваемой модели является лишней и перегружает ее, следует по очереди закрывать детали, оставляя на модели одновременно не более двух или трех таких деталей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительство и ремонт
Добавить комментарий