Главное о дизайне.
ДИЗАЙН — неотъемлемая составляющая нашей жизни. Его ты видишь направив усталый взгляд на телевизор, загрузил компьютер — видишь интерфейс, который разработали опять же профессиональные дизайнеры. Мы погрузим тебя в тему именно цифрового дизайна и покажем, что творят сегодня с помощью цифровых устройств творческие люди. Сейчас средства, которые используются для создания шедевров, доступны каждому, особенно в нашей Стране. Мнение о сложности обучения дизайну — не более чем предрассудок. Базовые теоретические знания — имеются в книжках и интернете. Больше умеешь — лучше вооружен. Но для этого надо читать, постоянно пробовать что-то новое, изучать чужие работы, пытаться повторить их, искать собственные решения и фишки. И не останавливаться на достигнутом. Профессионализм — постоянное движение и самосовершенствование, почти как езда на велосипеде: пока крутишь педали движешься, надоест крутить — ты внизу, в грязи. Дизайн в первом приближении — это креативность и владение необходимыми навыками на должном уровне — опыт. И то, и другое за деньги не купишь, но все можно обрести при желании и терпении. В этом Спеце — наглядные примеры и опыт профессионалов. Все они когда-то начинали с нуля. Кто-то начинал с домашней странички в интернете, кто-то с завистливого взгляда на работу мастера. Кто-то этим зарабатывает (очень даже неплохо) на жизнь, для кого-то это просто хобби. А чем является дизайн для тебя.
Дизайн основывается на двух принципах: эстетика и эргономика. Эти два направления неразделимы, нарушение гармонии между ними сводит на нет все попытки сделать качественный дизайн. Эстетика — это не просто, когда красиво, а одно из направлений философии, использующее элементы искусствоведения. Эргономика — это тоже целая наука, главная функция которой заключается в обеспечении пригодности предметов труда для использования человеком (а не наоборот!). Специалисты любой области дизайна учитывают принципы эргономики. Иногда крайне притягательная внешне вещь может оказаться неудобной или вообще непригодной для использования — с этим и борется эргономика. Естественно, ее принципы влияют и на веб-страницы, и на программные интерфейсы (в этом случае уже говорят о usability). Эта наука основывается на многих принципах психологии и физиологии человека, поэтому солидные студии не считают роскошью наличие в штате специалиста по эргономике. В дизайне, как и в изобразительном искусстве, важную роль играют и ассоциативная композиция, и колористика. Конечно, обычному дизайнеру необязательно знать все это досконально, но владеть основными понятиями просто необходимо. Несмотря на то, что дизайн — чисто творческий процесс, очень важно то, что это не просто искусство, а прикладное искусство. Современный дизайн очень тесно связан с экономикой: невозможно представить себе ни одной успешной фирмы, которая обходилась бы без услуг дизайнера.
Появление компьютера привело к революции в дизайне. Сейчас практически ни одна из его отраслей не обходится без компьютера: современные дизайн-студии стремятся предоставлять полный спектр услуг. Более 80% существующих в мире дизайнстудий занимаются промышленным дизайном, несмотря на то, что он наиболее сложен для реализации и не сводится к процессу: слепил модельку, одел ее в симпатичную шкурку — готово. Необходимо применять знания по материаловедению, эргономике, экономике (затраты на изготовление, потребности рынка и т.д.). Практически обязательно наличие в студии инженера или дизайнера с соответствующим образованием. Обычно работа над будущим продуктом происходит одновременно в трехмерном редакторе (3D Studio Max, Maya, LightWave) и в каком-нибудь инженерном пакете (AutoCAD, Autodesk Mechanical Desktop, Solid Works, CATIA), в котором производится параметрическая подготовка к производству и проверка на прочность. Напоследок модель украшается текстурами (из Photoshop) и подвергается рендерингу для обеспечения товарного вида. В России заказы промышленного дизайна пока, увы, единичны. Графический дизайн занимает второе место по популярности в мире (60% студий) и первое в России. Графический дизайн имеет несколько десятков подвидов: от полиграфического до веб-дизайна. Сюда же относятся и верстка, и создание фирменного стиля (логотипы, визитки), и корректирование фото, и реклама, и теледизайн, и дизайн упаковки, и многое-многое другое. При работе над таким дизайном применяются практически все виды программ: трех- и двухмерные (растровые и векторные) редакторы, программы для верстки, веб-редакторы, Flash-редакторы. Дизайн интерьера и архитектурный дизайн занимают почетное третье место (около 50% студий). На этой отрасли дизайна значительно сильнее, чем на других, отразилось влияние всевозможных стилей (модерн, минимализм, кантри, ардеко, конструктивизм, функционализм, хайтек). Его отдельная область. игровой дизайн (Flash не в счет). Если студия специализируется на разработке игр, то, как правило, она уже не берется за другие отрасли дизайна. Игровая индустрия последние несколько лет развивается с огромной скоростью, и в ней крутятся немыслимые деньги. Из статистики: продажи игр и игровых консолей за 2003 год достигли объема $25 миллиардов, и это, очевидно, не предел. Честно говоря, меня немного поразило, что средний возраст компьютерного игрока в США оказался равным 29-ти (!) годам. В России игровая индустрия тоже лихо набирает обороты и понемногу выходит на мировой уровень. У нас, к примеру, ежегодно проводится грандиозная выставка КРИ (Конференция разработчиков игр), где почти любой желающий может выставить свое творение на всеобщее обозрение. Для игровых компаний в основном требуются концепт-художники (дизайнеры персонажей, ландшафтов, техники), 3D-модельеры, текстурщики, создатели спецэффектов, дизайнеры меню и т.д. Конечно, требуются и программисты, и звукооператоры, но наш разговор исключительно о дизайне. А нашим компаниям действительно нужны новые люди. Для этого есть замечательный банк вакансий на которым действительно интересуются работодатели. Дизайном программного обеспечения чаще всего занимается сама фирма — производитель софта. В разработке дизайна программы главную роль играет практичность и соблюдение стандартов классических программ этого класса, поэтому посторон ним дизайн-студиям заказы поступают сравнительно редко. По-другому обстоит дело с созданием скинов: никаких четких требований к ним не предъявляют, главное — чтобы запоминалось. Существуют целые студии по созданию дополнительных цветовых схем к известным программам (к примеру, Намного меньше студий, которые работают с использованием компьютеров при разработке дизайна ландшафта, освещения или одежды. Несмотря на то, что для этих видов дизайна существует огромное количество плагинов для софта и специализированных программ (особенно для ландшафтного дизайна), в этих отраслях дизайна в основном работают узкие специалисты.
КАК СТАТЬ ДИЗАЙНЕРОМ.
Сколько же нужно учиться на профессионального дизайнера? Примерно столько же, сколько и на художника, то есть всю жизнь . Классическое дизайнерское образование обычно состоит из трех этапов: художественная школа, художественное училище, факультет дизайна ВУЗа, в который поступить непросто: нужно сдать экзамен, продемонстрировав разносторонние художественные навыки (в подготовке может помочь репетитор и курсы). Итого, на образование затрачивается около 15-ти лет. Но что же делать, если школьный этап уже упущен, любимый универ бросать не хочется, а свободного времени не так много, как хотелось бы? Можно пройти заочное обучение. В любом случае, помимо полученных знаний, диплом уважаемого в дизайнерских кругах ВУЗа (Московский государственный университет печати, например) добавит жирный плюс при приеме на работу. Существует также куча различных платных курсов (довольно известны, например, курсы при МГТУ — — прим. Dr.), время обучения на которых варьируется от нескольких дней до нескольких лет. По окончанию курсов выдается сертификат или свидетельство различного уровня крутизны. И на это нет времени? Многому можно научиться и в домашних условиях. Для начала желательно уметь хотя бы немного рисовать, но и художниками не рождаются. Изучи на хорошем уровне хотя бы один программный продукт, к которому больше всего лежит душа (учебники придут к тебе на помощь). Однако, как показывает практика, одной программы для полноценной работы не хватает. Повысить свой уровень мастерства помогают всевозможные тематические уроки по конкретным программам, которых сейчас в рунете навалом. Пожалуй, самые лучшие уроки лежат на Также хорошим пособием для обучения являются работы опытных дизайнеров, благо в интернете их найти несложно. Работа над любым дизайном обычно проходит в несколько этапов. Во первых, нужно проанализировать, что, собственно, предполагается сотворить, нарисовать несколько быстрых набросков на бумаге, записать родившиеся идеи. Во-вторых, изучить то, как другие дизайнеры (профи) решали эту проблему — появятся новые идеи. Конечно, плагиат (copy paste), в любом случае является злом, но позаимствовать несколько хороших мыслей, подключив свой мозг и свои идеи, бывает иногда очень полезно. Последний этап — непосредственная работа над проектом, в которой очень помогает мнение со стороны: часто глаз креатора теряет бдительность и не видит обычных огрехов, а постороннему человеку обнаружить их проще.
КУДА ПОЙТИ РАБОТАТЬ.
Когда-нибудь этап работы для себя, для друзей закончится, и наступит пора искать работу. Для такой поры есть несколько путей: устроиться в студию (фирму, компанию), искать и выполнять заказы самому, организовать свою студию. В любом случае перед этим настоятельно рекомендуется сделать две вещи: собрать портфолио и составить резюме. Портфолио желательно иметь в цифровом и аналоговом вариантах, т.е. один в Сети, а другой — в папке непомерных размеров, распечатанный на ватманах в лучшем качестве (такое делают, например, в фотоцентре), если же ты занимаешься анимацией или видео, то при себе нужно постоянно носить CD с этими работами. Для того чтобы устроиться в приличную студию, одного желания не- достаточно: необходимо обладать неплохими навыками и опытом работы. При трудоустройстве придется пройти собеседование и/или сделать тестовую работу. Иногда тестовое задание может оказаться участием в конкурсе, на который все желающие присылают свои работы (обычно тематические, например, модель Чебурашки). По результатам отбора лучших авторов приглашают на собеседование или сразу в штат. В некоторых случаях могут взять на обучение стажером, предложив очень скромную зарплату. Искать непосредственных заказчиков — совершенно другая проблема. Поиск заказчика и удовлетворение его требованиям непростое дело. Дизайнер создает работы не для себя, а для заказчика. Поэтому индивидуальный стиль — это непозволительная роскошь, пользоваться которой могут только дизайнеры с мировым именем, да и то не всегда. Умение быстро перестраиваться под стиль, нужный заказчику, не раз пригодится в дизайнерской работе. Может возникнуть другая проблема: клиент требует нарисовать то, что и в общественный туалет стыдно повесить (к примеру, веб-страница с фоном под кирпич ). В таких случаях никто не застрахован от кидалова, но и здесь есть свои плюсы — свободный график, финансовая и идейная самостоятельность.
МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ.
Навязали совместную работу с другими творческими натурами — жди неприятностей. Конечно, одному справиться в большинстве случаев все равно не получится, но работать в коллективе не так просто, как кажется на первый взгляд. Допустим, ты создаешь модели для игр в фирме среднего размаха. Все хорошо, концепт-художник рисует наброски будущих моделей, ты их реализуешь в 3D, текстурщик, аниматор и программист тоже делают свое дело. Однако может случиться и такое, что художник предложит реализовать что-то нереализуемое, созданная текстура не подойдет к модели, а аниматор вообще пропадет без вести — в общем, полная ерунда. Каждый участник проекта должен знать и понимать то, чем занимаются остальные. Например, при создании модели необходимо представлять себе, как, например, будет выглядеть ее развертка и как будет легче наложить на нее текстуру, как лучше реализовать анимацию будущего объекта и т.д. Для экстренных случаев желательно уметь заменять коллег, поэтому быть узким специалистом весьма невыгодно.
Мир дизайна огромен, многие люди уходят в него с головой и работают под девизом дизайн 24 часа в сутки . Можно не посвящать себя дизайну полностью, можно им вообще не заниматься, но не считаться с его существованием невозможно.